Справочная информация

ГБУ РК "Республиканский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями им.И.П.Морозова"
(краткое название - ГБУ РК "РЦ им.И.П.Морозова")

167904 Республика Коми, г.Сыктывкар, м.Лемью, д.1
e-mail: reacent@inbox.ru

ГБУ РК «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями  им.И. П. Морозова» - единственное учреждение в республике в системе социальной защиты, осуществляющее свою деятельность по двум лицензиям:  на медицинскую и образовательную  деятельность.
Центр является медико-педагогическим учреждением, где осуществляется комплексная помощь детям с поражением центральной нервной системы и нарушением опорно-двигательного аппарата с целью максимально возможного восстановления двигательных функций,  речевых нарушений, отклонений в поведении и эмоционально-волевой сфере, обучения и социальной адаптации.

 В  центр принимаются дети со следующими заболеваниями:
¤  патология центральной нервной системы, в том числе детские церебральные параличи (легкой и средней степени тяжести);
¤   вялые парезы и параличи различной этиологии;
¤   последствия инфекционных и других заболеваний головного мозга (менингиты, энцефалиты, полиомиелиты и иные заболевания головного мозга);
¤   последствия черепно-мозговых травм с двигательными нарушениями;
¤   различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;
¤   заболевания опорно-двигательной системы, требующие длительной восстановительной терапии;
¤   другая патология ЦНС.

На сегодняшний день в структуре заболеваний детей ДЦП составляет 68%, патология ЦНС - 26% (врожденные аномалии развития, патология речи, эпилепсия), ортопедическая патология - 6% (болезнь Пертесса, врожденные аномалии, приобретенные заболевания).

Медицинская реабилитация включает в себя:
   * медикаментозное лечение по основному заболеванию;
   * физиотерапию (магнитотерапия, теплолечение, электролечение, терапия ультрафиолетовыми лучами, ультразвуковая терапия);
   * кинезиотерапевтическую помощь:
     - активные формы занятий: ЛФК (групповые и индивидуальные), занятия по кондуктивной педагогике, занятия на тренажерах «Гросса», «Адели», «Атлант»,   
     - пассивные формы: различные виды массажа, лечение положением (укладки, стойки для вертикализации,  реклинаторы, ортопедические изделия)

Центр укомплектован современными средствами реабилитации:
ü   лечебные костюмы «Адели», « Атлант»;
ü  -  тренажеры: «Гросса», «Гребля», «Бегущая по волнам», «Степпер»;
ü  - модульная терапевтическая комната «Забота»;
ü  - реклинаторы - корректоры осанки;
ü  -  оборудованный спортзал;
ü  - сенсорная комната;
ü  - комната песочной терапии;
ü  - мебель для кондуктивной педагогики;
Для  максимального  использования  времени  в  реабилитационных  целях  в  медицинском корпусе  оборудован  малый  тренажерный  зал,  где  дети  могут  заниматься  под  руководством    методиста  или  педагога.
Подбор тренажеров способствует   решению  нескольких  задач:

v  укреплению  ослабленных  групп  мышц,

v  растяжению  спастичных  мышц,

v  тренировке  координационных  возможностей,

v  разгрузке  позвоночника,

v  разработке  суставов   и  др.

 Более 60% состава детей – дети с ДЦП.
ДЦП - это совокупность заболеваний, которые сопровождаются нарушениями позы, мышечного тонуса и двигательной активности. Причиной этих нарушений являются повреждения мозга на ранних этапах развития.
ü  Для коррекции этих нарушений в центре активно используют костюмы «Атлант», «Адели», тренажер «Гросса»
ü  В результате чего возникают устойчивые патологические стереотипы движения, которые закрепляются по мере роста ребенка
Лечебные костюмы «Адели»,   «Атлант» - современное эффективное средство реабилитации для больных c двигательными нарушениями.
Тренажер  «Гросса»
Тренажер «Гросса» создает облегченные условия для работы мышц:
*дозирует оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая нормальную подвижность в суставах, 
*способствует вертикализации позы ребенка,
*создает благоприятный эмоциональный фон.
*  способствует:

ü   расслаблению мышц при наличии гипертонуса и гиперкинезов;

ü   стимуляции ослабленных мышц;

ü   обеспечению нормальной подвижности в суставах;

ü  тренировке способностей соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

ü   развитию координационных способностей;

ü   развитию установочных движений.

В лечении ДЦП практикуется метод  лечения положением   с использованием  мягких модулей «Забота»   и  стоек для вертикализации.   
С их помощью  придается  определенная (правильная)  поза, которая удерживается в течение 30 минут.  Таким  образом,  через  рецепторный  механизм  оказывается  влияние  на  мышечный  тонус  ребенка.  Мышечный тонус снижается, объем движений увеличивается.

С 2009 года в центре активно  используется  кондуктивная педагогика,       разработанная венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё. Его идею можно выразить следующим образом: возможности мозга огромны, они используются далеко не полностью. Значит, функции пораженных клеток могут выполнять другие - здоровые. Эти клетки надо «научить».
Во время занятий основной  упор делается не только на исправление нарушенной функции, но и на поиск компенсаторных возможностей ребенка, на развитие личности. Ребенок обучается  новым «правильным» движениям, навыкам самообслуживания, трудовым навыкам, развивается речь и  интеллект.
Кондуктивная педагогика эффективна в реабилитации детей с  церебральным параличом. Данная система стремиться ввести и применить реабилитационные мероприятия во все виды деятельности в процессе всего дня.

На сегодняшний день  в центре:

¤   закуплена специальная мебель: плинты, стулья со шведской стенкой и приспособления, позволяющие подбирать упражнения индивидуально в зависимости от двигательных возможностей детей.

¤  Сформировано 3 группы по 4 ребенка в каждой  с учетом возраста  и характера нарушений.

¤  Занятия проводятся по 1 часу 3 раза в неделю.

¤  На  занятиях  создается хороший эмоциональный фон, в упражнениях используются различные предметы и снаряды (мячи, гимнастические палки, кольца,  и др.)

¤   Во время выполнения упражнений ребенок вслух повторяет за «кондуктором» порядок двигательного акта, проговаривает стишки, песенки.

Все упражнения на занятии подбираются с усложнением    «от простого к сложному» со  сменой видов деятельности.

 Образовательная деятельность в центре  направлена на реализацию образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, адаптированных с учетом индивидуальных возможностей детей.
Образовательный процесс осуществляется с учетом требований щадящего охранительного режима и  соблюдения санитарно-гигиенических правил.
Особенностью коррекционно-развивающего, образовательного процесса в учреждении является его непрерывность.
Соблюдаются особые условия жизни, обучения и деятельности детей-инвалидов. Это:

¤  специальная мебель и приспособления (ортопедические парты, подставки для ног, стулья для разведения бедер, фиксаторы, утяжелители,   расширители для пальцев рук, ног и др.);

¤  специальные приборы для обучения (утолщенные ручки и карандаши с резиновыми наконечниками, маркеры, трафареты, ножницы, ручки для леворуких и пр.);

¤  ортопедические изделия (лангеты, тутора, ортезы) и обувь;

¤  реклинаторы  (корректоры осанки)

¤  Обучение организовано на фоне лечебно-восстановительной работы.

¤  Осуществляется ежедневный контроль за состоянием физического, психического и нравственного здоровья детей,

В учебно-воспитательном процессе используются групповые и индивидуальные способы обучения, включающие в себя элементы коррекционных методов и методик, направленных на восстановление пробелов в знаниях и умениях учащихся, развитии их познавательной деятельности.

¤  Учебные нагрузки дозируются с учетом работоспособности каждого ребенка, его умственных и физических возможностей. 

Проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции психических процессов, нарушений речи, графических навыков, общей и мелкой моторики.
Для занятий с детьми имеются специально оборудованные кабинеты: логопедический, сенсорная комната, спортивный зал, мастерские.

Логопедическая коррекция.
90% детей с церебральными параличами имеют стойкие речевые нарушения устной и письменной речи. Поэтому огромная роль отводится логопедической работе. В работе учителя-логопеда используются дыхательные упражнения, логопедический массаж, пассивные и активные виды гимнастик для развития артикуляционных умений.
¤  В работе над дыханием, слитностью, ритмом и тембром голоса, развитием фонематического восприятия активно используется компьютерный тренажер «Игры для тигры».
¤  Корректировать темп и ритм речи помогает аппарат «Монолог».
¤  В коррекции устной и письменной речи используется логопедический тренажер «Дельфа».

Психологическая реабилитация.
80% детей центра имеют нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы.
В работе используются современные методики и программы, адаптированные на детей с поражением ЦНС.
Программы по психокоррекции ежегодно обновляются.
Направления  психокоррекционной работы:

¤  Коррекция познавательной сферы

¤  Коррекция эмоционально-волевой сферы

¤  Коррекция поведения

 

Методы психокоррекции:

·         Игровая коррекция

·         Сказкотерапия

·         Песочная терапия

·         Арт-терапия

·         Психогимнастика

·         Нейропсихологическая коррекция

·         Метод упражнений

Формы психокоррекционных занятий:

¤  Групповые (релаксационные, коррекционно-развивающие, тренинговые)

¤  Индивидуальные

Активно используется песочная терапия, которая помогает преодолеть эмоциональные и поведенческие нарушения,  развить тонкую моторику рук, саморегуляцию. Разработаны и реализуются программы: « Умелые ручки», «Волшебная страна чувств».
С 2011 года в реабилитационную систему центра комплексно внедряется нейропсихологическое направление.
Для коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств используются музыкотерапия и ритмика.
Фитболгимнастика (программа «Веселый мяч») с использованием коррекционных мячей-фитболов.

       Цель гимнастики – коррекция психомоторного, речевого, эмоционального и общего физического развития детей.
       В физическом развитии детей (моторика, пластика, координация движений) прослеживается положительная динамика.
      
 ¤  Дети с удовольствием демонстрируют свои возможности в танцах на фитболах на праздниках центра.

Значимое место отводится воспитательной работе.

Основные направления:

¤  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

¤  Обучение жизненно важным умениям и навыкам самообслуживания, навыкам практической деятельности. Формирование интереса к определенным видам деятельности.

¤  Формирование знаний о личной гигиене  и приобретение  стойких привычек культурно-гигиенических навыков.

¤  Укрепление понимания нравственно-этических норм, правильного поведения, начал самоорганизации и ответственности.

¤  Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных навыков, уважительного отношения к людям.

¤  Приобретение опыта коллективной деятельности. (Вовлечение  в совместную деятельность).

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в центре отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

¤  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

¤  Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

¤  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

¤  Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

¤  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

¤  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 Дети в Центре живут ярко и насыщенно. Проводятся праздники, конкурсы, спортивные соревнования, линейки.
Воспитанники центра регулярно принимают участие в различных всероссийских и республиканских мероприятиях:
в ежегодных спортивных  республиканских соревнованиях инвалидов;
в читательских конкурсах, проводимых Национальной детской библиотекой РК им.С.Я. Маршака;
в конкурсах художественной самодеятельности,  художественно-прикладного искусства.

На каждого ребенка  в учреждении ведется индивидуальная карта реабилитации, которая содержит результаты обследования  узкими специалистами, рекомендации медико-педагогическому персоналу по организации двигательного, речевого режима, особенностям взаимоотношений  с ребенком.  На основании результатов обследования составляется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая утверждается на малых медико-педагогических советах.
Направления программы, её задачи по каждому ребенку служат отправной точкой для проведения педагогами коррекционно-развивающей, воспитательной работы.
Успешность психолого-медико-педагогического воздействия  в динамике отслеживается 2 раза в год. В случае необходимости программа корректируется.

По результатам комплексного реабилитационного воздействия за I полугодие 2015-2016 уч. г. положительная динамика прослеживается:

¤  в коррекции двигательных нарушений –
            значительная – у 8%;
            средняя – у 67%;
            незначительная  - у 21 %

¤  в коррекции  эмоционально-волевых нарушений и  психических функций –
            средняя –  у 84%;
            незначительная  -  у 16%

¤  в коррекции  речи –

                 значительная – у 29%;
           средняя – у 51 %;
           незначительная – у 20 % воспитанников.

 Высокие показатели в  комплексной реабилитации – это результат:
*непрерывности реабилитационного процесса,
*осуществления единого целостного подхода к детям,
*тесного взаимодействия всех специалистов,
*строгого соблюдения всех врачебных назначений, ортопедического, зрительного, речевого режимов,
*использования современных методов диагностики, лечения, коррекционных методик,
*активного включения ребенка в посильную практическую деятельность,
*формирования у ребенка адекватного отношения к своему дефекту, навыков самоконтроля и самооценки,
*вовлечения  родителей в учебно-реабилитационный процесс.

Центр участвует в Региональной программе   Республики Коми  «Мир равных возможностей» на 2015-2017 год в области поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Подпрограмма нашего учреждения - "Маленькими шагами в большую жизнь"